При оценке качества бриллианта одним из важнейших факторов является цвет, причем, идентификация цвета наиболее субъективна, по сравнению с оценкой других характеристик бриллианта.
Традиционно, цвет бриллианта определяется на основе визуальной оценки, иногда с помощью специального оборудования, например, специальных ламп с определенной цветовой температурой и цветом освещения. Несмотря на достижения современной техники, до сих пор ни один из существующих цветоизмерительных приборов не может заменить человеческий глаз.
Опыт показывает, что оптимальным методом визуальной оценки цвета алмазов является их сравнение с набором эталонных образцов “master stones”. Основа наилучшего метода оценки цвета является набор эталонных бриллиантовых образцов сравнения, хотя, по соображениям экономии, сейчас предлагаются подходящие для процесса сравнения цвета комплекты эталонов из кубической двуокиси циркона, которые стоят в десятки раз дешевле бриллиантовых образцов и практически не уступают по качеству.
Обратите внимание: если бриллиант оправлен в ювелирное изделие, то характеристику цвета можно дать только с допуском в одну-две характеристики. Причем, в белом золоте или платине бриллианты желтоватых оттенков воспринимаются ближе к бесцветным. В желтом и красном золоте – наоборот. Определенное влияние на цвет бриллианта оказывает его флюоресценция. из двух бриллиантов разного размера, полученных из приблизительно одинаково окрашенных алмазов, окраска большего камня кажется более интенсивной, поскольку поглощающая способность увеличивается с возрастанием длины пути лучей света в алмазе. Начинающие оценщики часто относят больший камень к более низкой группе цвета, так как окраска "очевидно" лучше видна. Эффект более интенсивной (чем она есть) окраски можно уменьшить, если судить о цвете только по верхней трети павильона бриллианта. При этом также рекомендуется подышать на бриллиант, так как этим приемом можно устранить отражающие поверхности более крупного камня.
Коричневатые, сероватые и зеленоватые бриллианты, окраску которых из-за недостаточной интенсивности нельзя отнести к фантазийной, тоже можно сравнивать с цветовыми образцами сравнения желтой серии.Необходимо постараться отвлечься от реального оттенка и классифицировать камень исключительно по степени насыщенности его цвета.
Коричневый цвет чаще и охотнее воспринимается как более темный по сравнению с желтым и даже зеленым, поэтому существует тенденция с первого взгляда относить коричневатые бриллианты к более низким группам цвета. В данном случае особенно важно подышать на камень.
При оценке важно сравнивать глубину цвета – комбинацию насыщенности и интенсивности окраски. Нет необходимости пытаться сравнивать цветовые оттенки, так как многие цвета бриллиантов могут быть слегка коричневатыми, сероватыми, зеленовато-коричневыми, серовато–желтыми и зеленоватыми.